Написан Василием Перовым в 1872 году по заказу Третьякова. Художник не был знаком с писателем. Ему пришлось специально для этого поехать в Санкт-Петербург. Третьяков с особенной теплотой относился к Достоевскому. Он выбрал Перова для создания портрета не случайно. Художнику нравился роман "Преступление и наказание" и он с большим воодушевлением взялся за поставленную перед ним задачу. Их объединяли взгляды на жизнь, религиозные убеждения. В этом они надеялись найти спасительное зерно для души, распятой страстями и пороками. Писателю исполнилось в это время 50 лет. Федором Михайловичем уже написан роман "Идиот" и он работал над новым произведением "Бесы".

 

Достоевский считал главным в портрете не схожесть, а духовная реальность человека. Был равнодушен к мелочам жизни, радостям и житейским попечениям. Именно поэтому Перов изобразил такой сдержанный и строгий колорит без лишних деталей. Даже кресло едва заметно на темном фоне картины. Для нас главным планом выступает фигура с крепко схваченными в замок руками. Сюртук расстегнут, поношеный из грубого сукна. Немного видна белая рубашка. Впалая грудь пожилого, болезненного человека, бледное лицо. Перов сумел отобразить в лице писателя тот драматизм, безысходность и трагическую неизбежность души. Поймал момент открытия писателем какой-то страшной истины.

 

Портрет Достоевского был очень хорошо принят современниками и считается лучшим портретом работы Перова.

 

Хранится в Государственной Третьяковской галерее.