Портрет М.И.Лопухиной написан художником В.Л.Боровиковским в 1797 году и является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Образ Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Лицо Марии Ивановны исполнено  несказанного очарования, душевной прелести, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее духовный мир. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную крышку консоли. Обтекающий ее фигуру контур вызывает в памяти зрителя сходство с образами античных статуй. Ниспадающие и образующие плавные изломы ткани и складки одежды, одухотворенные и тончайшие черты лица - все это составляет как бы уже не живопись, а музыку. Колосья спелой ржи, васильки и нежная зелень - все признано подчеркнуть простоту образа и выразить мечтательное настроение. Тело Марии Ивановны окружено воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним. Положение руки как бы повторяет ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане картины.

 

   Мария Ивановна была дочерью отставного генерала И.А.Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого. Мы не знаем какие отношения были у юной девушки Марии и 40-летнего художника Владимира Лукича, что прибавил живописец от себя, а что в портрете от самой модели. Чувственный подтекст произведения понятен любому внимательному зрителю. Известно, что Мария Ивановна никогда не была счастлива. Она вышла замуж за ничем не примечательного офицера. Через год после того, как художник написал ее портрет, она скоропостижно скончалась от чахотки. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, что под первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я.Полонского сложились такие стихотворные строки:

                                    

Она давно прошла,и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

 

 

 

Картина хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.